Социально - психологическое тестирование
Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ)
Нормативно-правовая основа:
ФЗ № 120_ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».
Приказ Министерства просвещения РФ от 20.08.2020 № 59 «Об утверждении проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».
С 2019/20 учебного года ЕМ СПТ является обязательным для образовательных организаций всех субъектов РФ и включает в себя 2 этапа:
1) Социально-психологическое тестирование.
2) Медицинский профилактический осмотр.
Цель ЕМ СПТ: оценка вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых.
Автор ЕМ СПТ – кандидат психологических наук Журавлев Дмитрий Викторович.
В основу методики заложен единый комплекс, разработанный МГУ им. М.В.Ломоносова.
Правообладатель методики: Министерство просвещения Российской Федерации.
Периодичность проведения СПТ: ежегодно, начиная с 7 класса.
Основные принципы проведения СПТ:
- принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;
- принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;
- принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;
- принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу.
СПТ не выявляет факта незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
Результаты СПТ:
- не являются достаточным основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки иного диагноза);
- могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, участвовать в программах и мероприятиях, направленных на развитие профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;
- позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности;
- обобщенные (не персональные) результаты СПТ позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.
СПТ является первым этапом, который выявляет затруднения. Это начало работы над собой. Следующий этап – мобилизация. Данный этап включает в себя:
- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- обучение анализировать информацию и принимать решения, избегать опасных ситуаций, при необходимости обращаться за помощью и социальной поддержкой;
- развитие стрессоустойчивости и навыков совладания со стрессом;
- развитие навыков саморегуляции и самоорганизации;
- осознание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни;
- формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом.